Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Дата: 24 октября в 16:58, Обновлено 25 октября в 08:29

«Патриотическое воспитание средствами музыки»

      Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса, воздействия на человека с самого раннего детства.

      Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности народа. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

      Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Главное в патриотическом воспитании – посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

     Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка, особенно это касается дошкольного возраста. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Через активное исполнение воспитанниками музыкального репертуара (слушание, пение, музыкально-ритмическую деятельность, инструментальное музицирование, игру) решаются следующие задачи по патриотическому воспитанию:

– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– развитие интереса к национальным традициям и культуре;

– знакомство детей с государственными символами   Республики Беларусь;

– воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны, созданные трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям, проживающих в Беларуси и во всем мире.

    Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом белорусского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с народными пословицами и поговорками, частушками, загадками, потешками, что не только вызывает интерес у детей к творчеству Беларуси, но и желание продолжать знакомство с ним.

     В формировании интереса к традициям и культуре белорусского народа способствуют активное приобщение и участие детей в проведении народных белорусских праздников. Ребенок весело и в игровой форме, непринужденно узнает историю белорусского народа, его быт, традиции. (Каляды, Масленіца , Гуканне вясны , Багач , Купалле ). Родители могут расширить знания ребенка о белорусских народных праздниках, значимости, смысле и культуре их проведения, заинтересовав яркими обрядами проведения, слушанием и исполнением народных песен в семье.Особая мелодика белорусских народных песен, звучание народных белорусских инструментов, музыкальные образы быта раскрывают и формируют представления и знания о белорусском народе как добром, миролюбивом, трудолюбивом, сопереживающим.

    Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом белорусского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

     С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, развлечениях и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.

   Так, для воспитанников 1 младшей группы (от 2 до 3 лет) можно использовать для совместного прослушивания с родителями следующие музыкальные произведения:

  • «Ах ты, коценька-каток», «Калыханка» (б.н.п. в обр. М. Красева)
  • «Цяў- цяў» (муз. С. Альхимович)
  • «Пеўнік» (муз. Е. Ремизовской)
  • «Юрачка», «Мікіта», «Зайка», «Верабейчык», «Таўкачыкі» (б.н.п.) и др.

Для воспитанников 2 младшей группы (от 3 до 4 лет):

  • «Калыханка» (муз. С. Альхімовіч)
  • «Саўка ды Грышка», «Перапёлачка» (белорусская народная песня)
  • «Божая кароўка» (б.н.м. в обр. А. Ращинского) и др.

Для воспитанников средней группы (от 4 до 5 лет):

  • «Зімовая калыханка» (муз. В. Сярых)
  • «Рэчанька», «Полька- Янка» (белорусская народная музыка)
  • «Адмарозіў лапкі» (муз. С. Альхімовіч) и др.

Для воспитанников старшей группы (от 5 до 6 лет):

  • «Крыжачок», «Лявоніха», «Мікіта» (белорусские народные песни)
  • «Лядзецкая полька», «Старажытны палескі вальс» (обр. В. Куприяненко)
  • «Козанька» (белорусская народная песня)
  • «Жабка» (муз. В. Юркевич) и др.

     Также музыка помогает знакомить детей и с образом Родины. Для ребенка дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. (Песни о маме, бабушке, про детский сад, о дружбе...) Выразительность музыкального языка помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен.

    Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и песни, посвященные ей. («Дзяржаўны гімн Рэспублікі Беларусь», (муз. Н. Соколовского), «Радзіма мая дарагая» (муз. В. Оловникова), «Песня пра Мінск» (муз. И. Лученка) и др.

   Особое значение в рамках патриотического воспитания имеет тема “День защитников Отечества и вооружённых сил Республики Беларусь”. Эта тема очень любима детьми, песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

   Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига  солдата, знакомим с песнями тех времен. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на их знания, полученные на занятиях, праздниках, дома и т.д.

    Встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувство любви к Родине, родному краю и окружающему его миру. Она способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, поскольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. И только от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

   Хотелось бы порекомендовать родителям обращать внимание детей на значимость Гимна нашей страны, слушать песни военных лет и обязательно обсуждать с детьми их мнение и отношение к услышанному и увиденному. Также большое значение для патриотического воспитания имеет семейное празднование таких праздников, как: День народного единства, День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь, День города и т.д.

     Встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с Вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.         

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.