Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Патриотическое воспитание

Дата: 8 декабря 2022 в 10:07, Обновлено 22 октября в 20:46

 Консультация «Нравственное воспитание в семье и учреждении дошкольного образования»

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.

Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других.  Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку определиться с объектами егочувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Одной из важных задач учреждения дошкольного образования по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и учреждение дошкольного образования- два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Совместные  формы работы учреждения дошкольного образования и родителей по формированию нравственных качеств

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя дошкольного образования и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

  • установление единства в воспитании детей;
  • педагогическое просвещение родителей;
  •  изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
  •  ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации. Все этапы процесса социализации тесно связаны между собой.

 Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

ёДуховный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть  национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресование детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

 Консультация «Воспитание патриотических чувств»

К. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». 

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. 
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы. 
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. 

 Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. 
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти  на всю жизнь. 
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина. 
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка. 

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воситываем любовь к Рдине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством. 
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело. 
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств. 
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость,
счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно. 
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. 


Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз. 
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами. 
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили
дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

Консультация «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да - воспитаннику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.

На современном этапе воспитание будущего гражданина-патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мирровозрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во времякоторых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.

Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Рекомендации по патриотическому воспитанию

  • Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Консультация «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитаниявоспитания чувства любви к Родине. Наследовать – значит делать своим, осваивать то, что было создано, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – это огромное богатство, поэтому каждому ребёнку необходимо научиться правильно распоряжаться им, т. е. не разменивать на пустяки, а сохранять, преумножать, воплощать его в развитие своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Воспитание патриотических чувств, надо начинать через привитие любви к родному городу, краю. Воспитание нужно начинать с раннего возраста:

1. Через художественное слово;

2. Игровую деятельность;

3. Учить детей сознательным действиям – сохранять и облагораживать природу родного города, заботиться о животных и растениях.

В среднем  дошкольном возрасте, детям даются знания об истории города, о его инфраструктуре, многонациональности.

Взрослый воспитывает бережное отношение к культурному наследию родного города, формированию духовно – нравственных качеств личности на основе изучения традиций литературы, культурного наследия, активной позиции, не равнодушного созерцания, а деятельного и культурного участника. Также помогает сформировать сознание принадлежности к истории города, бережное отношение к памятникам архитектуры, искусства. Вызывает у детей интерес к родному городу, его истории, подводит детей к выводу, что город наш – это творение рук человеческих, и его надо беречь и защищать.

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1.Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2.Дети очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3.Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4.Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.

5.Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.

6.Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

7.Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

«Патриотическое воспитание детей в семье»

Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. В.А. Сухомлинский.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.

Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.

У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.

Родители должны формировать у своих детей положительный опыт “решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению без “кулаков” и т.д.

У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Быть патриотом своей страны — значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.

Консультация «Вырастить патриота»

Какую цель ставят перед собой родители, воспитывая своего ребенка? Все хотят вырастить доброго, умного, трудолюбивого, отзывчивого, любящего и уважающего своих родителей человека. У которого будет счастливая семья, хорошая работа. То есть, все мы хотим вырастить патриота своей Родины. Да, именно - патриота. Вдумайтесь, что означают слова – «патриот своей Родины». Это человек, который беззаветно любит свою Родину. А Родина – это не абстрактное понятие. Родина – это, то место, где мы с вами живем, где живут наши родные и близкие люди, где нам очень дорого абсолютно все.

Задумайтесь на минуточку, почему, куда бы мы не уехали, нас всегда тянет туда, где мы родились? Тянут нас туда воспоминания о близких и дорогих – маме, папе, бабушке, дедушке, Счастливые события из нашего детства. Тянет нас к себе Родина любимая, потому что мы – патриоты.

Любить Родину – это значит любить свой родной край, свой город, свой дом, свою семью. Так как же вырастить патриота – человека, который будет любить свою Родину и, не задумываюсь, встанет на ее защиту?

А начинать нужно с малого. Патриотизм воспитывается с пеленок. Сначала нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же. Так же он буде копировать уважительное отношение, доброту и заботу мамы к отцу.

Очень важно познакомить ребенка с историей своей семьи. Рассказать ему о том, кем были его бабушки и пробабушки, дедушки и продедушки. Не последнюю роль тут будут играть семейные фотоальбомы. Если в семье есть люди, имеющие государственные награды, ребенку нужно непременно рассказать о них. Таким образом вы воспитываете гордость за свою семью.

Важно так же постоянное общение с ребенком. Рассказывайте ему, где и кем вы работаете. Чем занимаетесь на работе. Как это важно для вашей семьи и для других людей, для города, для страны.

Для того, чтобы человек любил свой город, он должен его знать. Необходимо рассказывать ребенку об истории города, о людях живущих и живших когда – то в нем. Замечательно, когда практикуются семейные прогулки по городу. Когда у семьи есть любимые места в городе. Рассказывайте детям о природе родного края. О парках и лесах, о животных и птицах родного края.

Любимый край, любимый город, любимая улица, любимый дом, любимый парк, любимая скамейка в парке – вот что для каждого человека означает -Родина. Любить свою Родину, гордиться ею это и значит – быть патриотом.

В воспитании этого важного качества главную роль играет семья. От вашей семьи зависит, каким вырастет ваш ребенок. А от того, каким он вырастет, зависит, какой в будущем будет наша с вами Родина. Поэтому очень важно, что бы наши малыши выросли настоящими патриотами, любящими свой родной край, свою Родину.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, татарские народные танцы,  обычаи и традиции, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности. 

Консультация «Воспитание любви к Родине через природу родного края»

С чего начинается Родина? Все мы хорошо помним слова из знакомой песни. Может с детского сада, где малыш проводит первые годы своей жизни, со двора, где он играет с друзьями, с родного города, где он родился, с березки, которая растет у дома. Все, что окружает человека с детства, все, что дорого ему, это и есть родные края, родные места, его Родина. Любить Родину, это не только любоваться ее красотой, это прежде всего охранять ее, бережно относиться к ее объектам.

В общении с природой важно научить детей взаимодействовать с ней. С одной стороны, это должно быть достаточно уверенное, адекватное поведение в природной среде, с другой – бережное обращение с растениями и животными. Достичь этого можно, если умело сочетать практические методы, использовать самостоятельность и активность детей.

Проповедуя деятельностный подход в экологическом воспитании, необходимо обеспечить ребенку возможность общаться природой, реализовывать свои знания в различных ситуациях, оказывать посильную помощь тем животным и растениям, которые в ней нуждаются важно, чтобы дошкольник знал, как он может и должен действовать в природе, а не только то, чего он делать не должен. Необходимо формировать эмоциональное отношение к природе, чтобы дети радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы природный мир родного края был неотъемлемой частью мира каждого ребенка.

Первичной должна быть задача нравственного поведения в природе, умение замечать в ней неблагополучие и устранять их. Чтобы сохранить природу, любить ее, необходимо жить в гармонии с окружающим миром. Во многом это зависит от нас, воспитателей, от радости общения с природой, которую мы дадим нашим детям. Мы радуемся зеленой траве, снежному полю, поющим птицам, всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно наполнить сначала свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта  любого – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому, способствовать развитью бережного, ответственного, позитивного отношения к природе, окружающему, развивать интерес, воспитывать любовь к родному краю.

Влияние природы на ребенка огромно.

Воспитать настоящего человека без любви к Родине, природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

 Консультация «Читаем  произведения  о  Родине»

На воспитание чувства патриотизма , формирование национального характера ребенка действенное воздействие оказывает художественная литература.

Литературные произведения активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его эмоциональную сферу. Художественная литература – это средство развития человечности, доброты, общественного самосознания, чувства национальной годности. С помощью литературы дошкольники не только получают знания, художественные произведения помогают более осознанно относиться к таким понятиям, как «Родина», «Отечество», «народ» и, наконец, подталкивают ребенка к вопросу: «кто я и что значу».

Важное значение в воспитании патриотических чувств имеют литературные произведения, в которых раскрывается история Родины, ведется разговор об известных деятелях белорусской земли. Примеры отдачи делу Родины являются своеобразной школой патриотизма.

Белорусские писатели в многочисленных произведениях высказывают к родному языку уважение и восхищение. Доступными словами они раскрывают  детям красоту и мелодичность родного слова.

Много произведений художественной литературы для дошкольников подчеркивают, что мир и счастье необходимо уметь защитить, и поэтому с дошкольного возраста мы развиваем у детей желание стать защитниками Отечества, служить в белорусских войсках на пользу своей страны. Сохранилось много произведений устного народного творчества, которые используются во время народных праздников, обрядов. Сегодня с помощью художественного  слова по-своему переосмысливают богатое наследство народа и в художественных произведениях стремятся высказать свои высокие чувства.

Произведения, рассчитанные на детей дошкольного возраста, доходчиво и одновременно вдохновенно раскрывают детям таинство Купалья, глубокий смысл Колядок, торжественность Пасхи, старательный труд по созданию непревзойденных по красоте  произведений декоративно-прикладного искусства.

Художественная литература дает детям возможность познакомиться и с этой стороной жизни белорусского народа. Стихотворения про скрипку, цимбалы, бубен наполнены движением, веселым настроением, национальным колоритом

Вот так, шаг за шагом, листая страницы книг белорусских писателей, мы создаем яркий, эмоционально насыщенный, неповторимый образ родной страны.

Консультация «Воспитание у детей любви к родному краю»

Любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Основным источником впечатлений детей дошкольного возраста является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Любой уголок нашей страны неповторим. Один город славен заводами, фабриками, артистами, спортсменами, другой славен своим прошлым, памятниками старины. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.

В дошкольном возрасте нужно ребенка воспитывать так, чтобы он проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребенка может не сложиться правильное представление о родном крае, как части родной страны – Беларуси, в которой они живут.

Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны: люди работают на заводах, стройках, разных учреждениях и т.д., они всегда готовы помочь друг другу. В родном городе, районе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей и ветеранов труда и т.д. здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях. В родном крае могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают. Каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа. Непосредственное наблюдение в сочетании доступных знаний о родном крае способствует развитию образного и логического мышления ребенка.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребенок может радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.

Во время прогулки в лес, в поле, к реке, взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощущать причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «Родина», «государство», «общество».

Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся – задача, которая вполне по плечу каждой семье.

Можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятникам погибшим воинам, посещение краеведческого музея и др.

Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край. Страну. Умение беречь природу, приобщаться к культуре родного края.

Консультация «ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ И КРАЮ» Родина- это страна, в которой живёт человек, его город, улица, на которой стоит его дом, деревце, щебет птиц под окном. Очень важно воспитать у ребенка с раннего возраста чувство патриотизма. Оно очень многогранно по своему содержанию. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам , это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Всё начинается с семьи, с её традиций. Родители - самые близкие и самые убедительные "образцы", с которых ребенок берет пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение. Понимание чувства патриотизма приходит к ребенку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребенка к своим родителям заложено его будущее чувство семейного воспитания. Важно сформировать у ребенка представление о себе, своем месте в семье (мальчик, сын, брат, внук, племянник...). Необходимо познакомить ребенка с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи. С раннего детства ребенок должен знать своих бабушек, дедушек, других родственников (как их зовут, чем занимаются или занимались). Воспоминания есть у каждого человека, как у взрослого, так и у ребенка. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме. Листая его вместе с ребенком, можно показать ему свои детские фотографии, когда ваши родители были просто мамой и папой, а вы были такими, как ваш малыш. Необходимо познакомить ребенка с традициями своей семьи. Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребенка. Ребенок дошкольного возраста должен знать свой адрес, телефон, понимать, что дом, в котором он живет, подъезд, двор- это тоже его дом, который он должен беречь , охранять и благоустраивать (сажать цветы, деревья, кустарники). Ребенок должен знать дорогу в детский сад, номер д/с, его адрес. Очень хорошо, когда родители внушают ребенку доверие к педагогу, когда сами активно участвуют в жизни группы, когда воспитывают гордость за свой д/с, чувство любви к детям, взрослым, сотрудникам детского сада. С раннего возраста нужно воспитывать у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям, истории. Знакомство с городом в детском саду осуществляется через экскурсии и пешие прогулки по городу, посещение разных достопримечательностей (парк, стадион, музей и т. п.), дидактические игры, занятия, выставки. Однако этого мало. Здесь важна помощь родителей. Гуляя с ребенком по городу, родители должны обращать его внимание на красоту домов и зданий, памятники, красоту местной природы, на то, как люди украшают родной город (клумбы с цветами, заботятся о его привлекательности и чистоте. . Познакомить с народной культурой, прошлым и настоящим, достопримечательностями родного города, с промышленностью, традициями и обычаями, с людьми, прославившими город. В детском саду детей знакомят со страной, в которой они живут, столицей, символами государства, а также с глобусом и картами. Дети узнают о других странах. Хорошо, если эта работа будет продолжаться и дома. Уважаемые родители, помните, всё начинается с малого. Предоставляйте ребенку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации. Поощряйте любознательность и познавательный интерес своих детей. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание, заботу, чувство патриотизма.

Консультация «О воспитании  любви к родному городу и природе»

        Воспитывать любовь к родному городу и природе, необходимо объединив совместные усилия  семьи и учреждения дошкольного образования. Только в этом случае можно достичь  положительного результата. Семья выполняет свою функцию, а учреждение дошкольного образования– свою. Они не могут заменить друг друга, так как должны действовать сообща во имя развития ребенка.

        Семья дает ребенку понятие мира, в котором ему придется жить. В семье формируется самосознание. Семья является  источником духовности и социальной культуры, понятий «родина» и «государство». Только в семье, через ощущения матери и отца, к ребенку приходит понимание чувства любви к Родине и чувства патриотизма. В любви ребенка к своим родителям заложено его будущее чувство семейного воспитания.

        Ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье. Родители – это те, с кого ребенок берет пример, кому подражает.

        Задача родителей состоит в том, чтобы воспитать свое чадо так, чтобы оно стало настоящим  человеком, которым они могли бы  гордиться.

        Детство – благоприятный период для развития  всех личностных качеств. Перейдя из учреждения дошкольного образования в школу, ребенок  унесет в своей душе  ростки добра и зла. Расставшись с воспитателями, он навсегда останется со своими родителями. Правильно воспитывать  ребенка – это трудная  и ответственная задача, которая  в первую очередь ложиться на плечи родителей, а только потом на воспитателя детского сада.

        Перед взрослыми должна стоять цель помочь ребенку понять  что является добром, а что злом, не оставить  его равнодушным ко всему живому. От нас, взрослых, зависит, каким он вырастет -  заботливым и внимательным или равнодушным.

        Патриотизм – это и любовь к близким, к родным местам, и гордость за свой народ, и желание сохранять и приумножать  богатства своей страны. Патриотизм проявляется  в каждодневной трудовой и духовной жизни людей, а не только в  тяжелых жизненных ситуациях. Дошкольники проявляют интерес к окружающему их миру. Этот интерес проявляется в вопросах, в чтении книг о трудовых подвигах людей, о героях войны, в играх. Дети  с удовольствием играют в летчиков, космонавтов, строителей. Без помощи взрослого ребенку сложно выделить в окружающем мире наиболее существенное. Он может не увидеть  главное. Взрослые в такой ситуации выступают в роли посредников между ребенком и окружающим миром.

        Родина – это город, в котором мы живем, улица, на которой стоит наш дом, пение птиц – все это Родина. Хорошо, когда  первые детские ощущения навеяны красотой родной природы, родным краем, родной страной. Прекрасно, когда дети, видя березки, рябинки, осинки, понимают, что все красиво и дорого, потому, что оно родное. Воспитывая в детях любовь к природе, мы воспитываем в них самые высокие нравственные качества, в том числе любовь к Родине. Поэтому  самой ответственной задачей является  научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Анаучить любить природу  способен только человек, который сам ее любит и бережно к ней относится.  Дети наблюдательны и чутки. Они все замечают. Самое лучшее – вместе с детьми любоваться природой родного  города, красотой парков, скверов, архитектурой, памятниками. Рассказывать о названиях улиц, о тех, в  честь кого они названы, о музеях, театрах.

        Начинать патриотическое воспитание нужно с воспитания любви к близким, к семье. Ребенок должен  знать своих бабушек и дедушек. В каждой семье  есть семейный альбом. В нем копятся воспоминания, с которыми нужно познакомить ребенка.

        Главное, помнить, что дети – наше будущее, будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, красоты, богатства.

Консультация «Воспитание любви к родному  городу»

Целенаправленное  ознакомление ребёнка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины связано с местом, где он родился и живёт.

Задача родителей, воспитателей дошкольного образования – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Это улица, где ребенок бывает постоянно,  двор,  где играет с ребятишками,  детский сад, который для него является вторым домом. Всё это - пока ребёнок мал - воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит своё «я».

Расширить круг представлений о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту нашего города, удивляется тому что, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребёнок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая. С группами людей. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно тёмным. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал  первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую  светом, и осеннюю – серыми дождями. А сколько радости возникает у ребенка при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами. Гирляндами цветов и огней! Всё это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах. Открывая новое в привычном, обыденном. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного городка.

Четырёхлетний ребенок способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание ребёнка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: парк, школа, дом культуры, библиотека, почта, центральная площадь. Рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это близлежащая улица, район в целом и его достопримечательности. Ребёнку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу, почему так называется город, область, знакомят с памятными местами.

С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее:

- у каждого человека есть родной дом и село, где он родился и живет. Когда говорят «брестчанин», или «минчанин»  -это указывает на принадлежность человека к тому месту, где он живёт. Каждый человек любит свою родину и гордится ею.

-знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города. Главную улицу, памятники;

-знать о столице нашей  Родины -Минске: это главный город Республики Беларусь.

Родная сторона, в  котором месте вы не жили – это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город, село славны своей историей, традициями, памятниками, местами. Связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой отечественной войны, лучшими людьми Родины.

Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения. Многие и многие солдаты погибли, отстаивая независимость нашей Родины, имена некоторых из них остались неизвестными.

Для знакомства с городом широко используются не только экскурсии но и целевые прогулки, заучивание стихотворений и песен, которые  создадут у ребёнка эмоциональное настроение.

Привлечение ребёнка к посильному общественно полезному труду  в ближнем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада. Ребёнок более бережно относится к тому, что сделано его руками.

Весь комплекс воздействия должен  быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитывать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живёт.

Ещё хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей и воспитателей дошкольного образования  в воспитании патриотизма и любви к своей Родине.

 Консультация «Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине»

Родина - сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям - матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному городу, стране, родной природе. Чувство любви к Родине является общечеловеческой ценностью и носит глубоко исторический характер.

В воспитании у ребенка чувства любви к Родине большую роль играют родители и окружающие его взрослые. От того, какой пример отношения к родным местам они искренне продемонстрируют, какими впечатлениями обогатят, зависит зарождение у ребенка интереса к истории родных мест, чувства сопричастности, гордости за край, в котором он живет.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши деды и отцы. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах людей, побуждая их заботится о своей Родине, защищать её. Это результат длительного, целенаправленного воспитания человека, начиная с раннего детства. Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Чтобы сейчас вернуться к этому, надо возрождать забытые традиции, национальные и общественные ценности.

Воспитание чувства любви к Родине начинается с самого детства. Прежде всего с чувства гордости за своих родителей, близких, радость от хорошего поступка, восхищения от соприкосновения с прекрасным, жалости к другому человеку, животному. Испытывая эти чувства маленький человек приобретает эмоциональный опыт, который станет основой, фундаментом для развития более глубоких чувств, в том числе и чувства любви и гордости за свою страну, Родину.
 

Прежде всего, воспитание маленького патриота начинается с близкого и понятного для него – родного дома, двора, улицы, где он живет, детского сада, который он посещает.

  • Обращайте внимание детей на красоту окружающего его мира. Расскажите о том, что находиться на вашей улице, назначении каждого объекта в жизни людей.
  • Во время совместной прогулки знакомьте своих детей с работой общественных учреждений: магазина, почты, больницы, общественного транспорта и т. д.
  • Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность и значимость их труда.
  • Старайтесь вместе с ребенком участвовать в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Будьте ему примером, так как ребенок копирует модель поведения взрослого.
  • Уделяйте больше внимания чтению книг о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Посещайте вместе с ребенком выставки, расширяйте его кругозор.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.