ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ РОДИТЕЛЯ, КАК РЕЧЕВОМУ ОБРАЗЦУ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА»
1) правильная речь - речь без ошибок;
2) умелая и искусная речь – уместное употребление фраз, или оптимальное использование языковых средств для решения своих жизненных задач.
ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ С ДЕТЬМИ?
Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной.
Правило 2. Четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «колготки», «шорты», «джинсы». Ребёнку научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать.
Правило 3. Не злоупотреблять уменьшительно–ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка... Ласковые слова очень нужны, но речь не должна состоять преимущественно из них!
Правило 4. Не обращаться к детям в прошедшем времени («Встали, плечи расправили. Делаем зарядку»). Это грубая речевая ошибка! К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку».
Правило 5. Речь должна быть грамматически и орфоэпически правильна.
Правило 6. Не употреблять в речи «мертвые» вопросы и фразы! Классика ошибки воспитателя - пример типичного диалога: «Какое сейчас время года наступило?» — «Осень» — «Скажите полным ответом» — «Сейчас наступило время года осень».
Правило 7. Не задавать ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». Правильно - «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях ребенка!
Правило 8. Избегать многословия. Вместо того чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди придумали разный транспорт?» спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?»
Правило 9. Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:
• сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)
• затем вопросы, требующие размышления анализа
• в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.
Успехов Вам в воспитании и обучении Ваших малышей