Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

мастер-класс для родителей

Дата: 4 мая 2021 в 22:41, Обновлено 22 октября в 20:32

Мастер-класс для родителей

«Гимнастика для развития речи»

                                                                                              

Цель: оказать помощь родителям в воспитании и развитии детей с проблемами речевого развития.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с приемами работы учителя-дефектолога.
  2. Отработать навыки развития речевых органов в игровой форме в домашних условиях.
  3. Обучать родителей артикуляционной и дыхательной гимнастике.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на мастер-классе, тема которого «Гимнастика для развития речи».

Речь - чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т. е. очень важно помочь ребёнку, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Речь - явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – это необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи ребёнок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи, человек выражает своим потребности, высказывает свои чувства, переживания, делится впечатлениями. Усвоение речи в дошкольном возрасте - необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива.

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь - неотделимы друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

Произношение звуков сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.   Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» или придумать сказку про веселого язычка. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

    Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Основные направления при коррекции звукопроизношения направлены на:

1) выработку правильного дыхания;

2) развитие артикуляционной моторики;

3) развитие слухового восприятия, слуховой памяти, слухового внимания;

4) развитие крупной и мелкой моторики.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.

 Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык - главная мышца органов речи, для него, как для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Причины, по которым необходимо заниматься

артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься учитель-дефектолог: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

При проведении артикуляционной гимнастики

необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
  7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  9. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
  10. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.
  11. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.
  12. Темп – это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  13. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.
  14. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

Дыхание обеспечивает нормальное голосо и звукообразование, сохраняет   плавность и музыкальность речи, создает   возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

 Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов (острый и хронический ринит, риносинусит, искривление носовой перегородки, полипы носовой полости, увеличение аденоидов и т.д.) — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Переходя к практической части нашего мастер-класса хочется предложить Вам ответить на несложные вопросы анкеты:

Анкета для родителей

  1. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка? (да, нет, не всегда)
  2. Слышите ли Вы речевые ошибки вашего ребёнка? (да, нет)
  3. Читаете ли вы вместе со своим ребенком? (да, нет, не всегда)
  4. Разучиваете ли Вы со своим ребёнком стихи (на свободную тему)? (да, нет, не всегда)
  5. Проводите ли Вы дома со своим ребёнком работу по совершенствованию его речи? (да, нет) Если «ДА», то какую?
  6. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо? (да, нет, не играет роли)

Игра «Зашифрованное слово» отгадай слово, сказанное ребенком

Для разъяснения работы учителя-дефектолога и ребенка предлагаю Вам познакомиться со структурой логопедического занятия

по постановке звука.

  1. Орг. момент с элементами психотерапии.
  2. Артикуляционная гимнастика:
  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные движения;
  • упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи.
  1. Объявление темы урока.
  2. Постановка звука.
  3. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание).
  4. Развитие фонематического слуха:
  • опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам;
  • опознание из слогов;
  • опознание из слов.
  1. Закрепление звука в слогах.
  2. Закрепление в словах.
  3. Закрепление в предложениях.
  4. Домашнее задание.
  5. Итог занятия.

Сейчас я хотела бы Вам предложить практическую часть, чтобы у Вас была возможность попробовать некоторые упражнения на себе и понять важность и трудность деятельности вашего ребенка.

«Плыви, кораблик» -  на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку.

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш кораблик. А теперь ты попробуй. Молодец!

«Расти, пена» - Эту игру можно предложить ребёнку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьёт воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, затем предложите подуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё.

- Сейчас я устрою фокус - покус! Беру жидкость для мытья посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары - бары - топ - топ - топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь попробуй ты подуть.

«Мыльные пузыри» - научите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

«Ветряная мельница» - ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки

«Футбол» - дуть на горошину через соломинку или ватный шарик стараясь попасть в ворота.

 «Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

«Снежинка», «Листочек» - предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

              А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастике, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

Упражнения для губ

«Заборчик» - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

«Дудочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

«Улыбка – Трубочка» - чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

«Сытый хомячок» - надуть обе щеки.

«Голодный хомячок» - втянуть щеки.

«Воздушный шарик» - рот закрыт, надувать щеки поочередно.

Статические упражнения для языка

(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

«Накажу непослушный язычок» - это упражнение является самомассажем для языка.

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произноси.

«Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

                      Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

                      Язык надо расслаблять и под счёт его держать:

                     Раз, два, три, четыре, пять!  Язык можно убирать.

«Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну, до пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.

«Горка» — широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы.

«Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язык широкий положи, его края приподними.

Динамические упражнения для языка

                                 (выработка координации и точности движений)

«Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

Влево - вправо мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов покачаться он готов.

«Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

«Орешек» - губы сомкнуть, напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.

«Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать попеременно верхнюю и нижнюю губу.

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

«Чистим зубки» - рот открыт, кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

«Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Ниже челюсть опускаем,

Язык к нёбу поднимаем.

Проведём вперёд – назад –

Наш маляр работе рад.

«Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Остановим лошадку – губки сомкнуты, выпустить воздух через сомкнутые губы «пр-пр-пр…..».

                         Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.

                         Я копытцем постучу!  Цок-цок-цок.

                         Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.

«Индюк» — приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к «бл-бл-бл…».

«Грибок» — приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка — это «ножка грибка», сам язык — его «шляпка»).

«Гармошка» — сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

1.      Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

2.      Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.

3.      Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

4.      Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

5.      Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

6.      Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

7.      Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

8.      Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек индивидуален.

     Уважаемые родители! Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам. Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с ребёнком! Уверена, что наше сотрудничество окажется результативным!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.