Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Половая неприкосновенность несовершеннолетних

Дата: 2 ноября 2023 в 09:26
48 просмотров

Уголовная и административная ответственность за противоправные деяния в сфере общественной нравственности, половой свободы и половой неприкосновенности

Уголовная и административная ответственность за противоправные деяния в сфере общественной нравственности, половой свободы и половой  неприкосновенности

 В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.

Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.

ГЛАВА 1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):

  • изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
  • насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
  • развратные действия(статья 169 УК);
  • понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).
  • распространение, рекламирование, трансляция или демонстрация порнографических материалов заведомо несовершеннолетнему (часть 2 статьи 343 УК);
  • изготовление и распространение порнографических материалов с изображением несовершеннолетних, малолетних (части 2, 3 статьи 343<sup>1 </sup>УК).

Кроме того, несовершеннолетний может выступать в качестве потерпевшего (свидетеля) и по преступлениям в сфере трафикинга

  • организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 171 УК);
  • вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией заведомо несовершеннолетнего (части 2, 3 статьи 171<sup>1</sup>УК);
  • торговля людьми в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (пункт 9 части 2, часть 3 статьи 181 УК);
  • использование рабского труда заведомо несовершеннолетнего (пункт 1 части 2 статьи 181<sup>1</sup>УК);
  • похищение заведомо несовершеннолетнего в целях эксплуатации (пункты 1, 4 части 2 статьи 182 УК);
  • незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, когда трудоустраивается несовершеннолетний (статья 187 УК).

МЕТОДИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРИЗНАКАХ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕКСУАЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Основными способами (источниками) самостоятельного получения информации о признаках совершения преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, являются:

  • общение с несовершеннолетними;
    • общение с лицами, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, опекуны, попечители);
    • общение с лицами, которые проживают в одном жилище с несовершеннолетним, а также родственниками, которые часто бывают в гостях (сожители одного из родителей, отчимы, дедушки, дяди и др.);
    • общение со специалистами учреждений образования, культуры спорта и туризма, в котором обучается и (или) занимается несовершеннолетний (преподаватели, тренеры, руководители кружков, секций и др.);
    • общение со сверстниками, соседями несовершеннолетнего, иными гражданами;
    • результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего в учреждении здравоохранения;
    • визуальное обследование места проживания (пребывания) несовершеннолетнего;
    • мониторинг глобальной компьютерной сети Интернет.

    Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, педагогами (социальными психологами), лечащими врачами и необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:

    1) физические признаки:

    - боль при сидении, ходьбе;

    - порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;

    - гематомы, ссадины, кровотечение в области половых органов, анального отверстия;

    - жалобы на боль и зуд в области гениталий;

    - повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;

    - инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;

    - недержание мочи;

    - наличие инфекций, передающихся половым путем;

    - беременность;

    2) изменения в выражении сексуальности:

    - кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;

    - необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);

    - повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;

    - склонность к сексуальным действиям с другими детьми;

    - имитация полового акта с характерными стонами и движениями;

    - соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

    3) изменения в эмоциональном состоянии и общении:

    - трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);

    -  внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

    - частая задумчивость, отстраненность;

    - постоянная депрессивность, грустное настроение;

    - нежелание принимать участие в подвижных играх;

    - непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

    - чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

    - терроризирование младших детей и сверстников;

    - чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;

    - возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

    - отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;

    - жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

    - амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);

    - рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);

    - утрата туалетных навыков (чаще у малышей);

    - равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);

    4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:

    - прогулы занятий в учреждении образования;

    - внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;

    - неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);

    - принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

    - неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;

    - отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);

    5) изменения самосознания:

    - снижение самооценки;

    - отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;

    - саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);

    - суицидальные разговоры и попытки;

    6) невротические и психосоматические симптомы:

    - обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);

    - сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);

    - боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);

    - головная боль, боли в области желудка и сердца;

    - навязчивые страхи;

    - расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

    В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:

    - избегание упреков, обвинений, пристыживаний;

    - серьезное отношение к услышанному;

    - спокойствие, выдержка;

    - успокаивания, подбадривания, поощрения;

    - сопереживание;

    - искренность, честность;

    - использование лексикона ребенка;

    - восприятие всех без исключения услышанных сведений;

    - незамедлительная и тщательная проверка предположений.

    ! Категорически не рекомендуется:

    • давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
    • советовать ребенку не обращать внимания не произошедшее.

    При получении возможности визуального обследования места проживания (пребывания) несовершеннолетнего необходимо обращать внимание на видимые признаки возможного совершения сексуального насилия над детьми, а именно:

    • свободно находящиеся в доступе эротические, порнографические материалы(печатные издания, оптические диски, статуэтки, фотографии, рисунки), предметы сексуального назначения (фаллоимитаторы, смазки, эротическое нижнее белье);
    • следы вещества возможного биологического происхождения (кровь, эякулянт) на мебели, иных объектах;
    • следы совершения сексуальных действий с игрушками, куклами (повреждения или посторонние предметы в местах условного расположения гениталий, имитация позиций полового акта);
    • порванная, запачканная или окровавленная детская одежда и белье;
    • литература, иные пособия по психологическому воздействию на детей, не соответствующая роду занятий и социальному статусу проживающих.

    ОТДЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕКСУАЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

    Исходя из практики и анализа совершаемых преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, можно выделить несколько основных направлений, на которые необходимо направить превентивные меры, а именно:

    1. общая профилактика в подростковой среде в части соблюдения детьми мер безопасности в общественных местах, по месту жительства и в глобальной компьютерной сети Интернет (предупредительная работа с потенциальными потерпевшими);
    2. общая профилактика, особенно в средствах массовой информации и в трудовых коллективах, по разъяснению уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними;
    3. индивидуальная профилактика и контроль за лицами, привлекавшимися к ответственности за совершение преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними;
    4. индивидуальная профилактика в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества;
    5. профилактическая работав детских домах, детских домах семейного типа и замещающих семьях.

    Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.